Иосифляне и нестяжатели
В XV XVI веках в Российском государстве вся передовая идея была неразрывно связана с церковью. В то время вопросы веры имели очень великое значение. Форма исповедания и свобода совести подразумевали определённое поведение, идеологию и распространялись на быт и политику. Но необходимо заметить, что в богатом обилии передовой идеи немалое место занимали нехорошие мироощущения. Внедрение в жизнь таких учений вызвало отрицательный итог во многих странах.
Фавориты русской церкви были разумными и великолепно образованными людьми. Они прекрасно разумели ту опасность, которую представляла собой ложь для грядущего страны. Но вот единства во суждениях и методах борьбы с еретиками у видных деятелей церкви не было. В данной ситуации на фронтальный план вышли иосифляне и нестяжатели представители церковных направлений. Конкретно меж ними разразился спор о способах искоренения негативных еретических веяний, охвативших часть российского народонаселения.
Нил Сорский и Иосиф Волоцкий
Нестяжатели сторонники заволжского старика Нила Сорского (1433-1508), основоположника скитского жительства на русской земле (канонизирован во 2-ой половине XVII века). Его воспитанником и последователем был Вассиан Патрикеев (1470-1531). Эти люди, осуждая еретиков, опровергали возможность их насильного умерщвления. Они сказали, что Бог вожделеет не погибели грешника, а его сожаления. Упорствующих в ереси следует изолировать и высылать за границу, а не довлеть над их совестью, грозя гибелью.
Иосифляне любители Иосифа Волоцкого (1439-1515), видного церковного деятеля, канонизированного православной церковью в 1579 году. Эти люди являлись оппонентами нестяжателей. Осуждая ересь, они требовали на крутых мерах по её искоренению, вплоть до сожжения на костре.
В спор между разными церковными направлениями была втянута и административная власть. В 1500 году великий князь столичный Иван III тяжело захворал, и заключительные 5 лет его правления соправителем государя считался Василий Иванович отпрыск от второй супруги Софьи Палеолог. Он попал под влияние Иосифа Волоцкого, и в 1504 году было вынесено общее решение Ивана III, фактического правителя Василия Ивановича и храма епископов. Это решение обрекло еретиков на погибель.
По всей российской земле запылали костры. На них сожгли многих вольнодумцев, в число которых входили и большие государственные деятели, поддерживающие ложь. Тех, кого не сожгли, посадили в кутузку, где эти люди и погибли.
Но разномыслья меж иосифлянами и нестяжателями касались не только борьбы с ересью. Любители различных церковных направлений по-разному относились к имуществу, принадлежащему церкви. Нестяжатели ратовали за то, чтобы передать всё церковное имущество в казну. Тем самым правительство смогло бы оплатить службу дворянам и укрепить границы страны. Но взамен они добивались право свободно высказывать собственное воззрение в согласовании с совестью.
Иосифляне выступали против отказа от церковного имущества. Они выражали готовность поддержать Василия III Ивановича, но только при условии, что церкви будут оставлены все владения, а в их числе и богатые убранства храмов, и великолепные библиотеки, и процветающие монастырские хозяйства.
В этот переломный момент определяющими оказались семейные происшествия великого столичного князя и сударя всея Руси. Здесь необходимо пояснить, что первой женой Василия III была Соломония Юрьевна Сабурова. Этот брак оказался безуспешным, так как у пары не было малышей. Данное событие стало предпосылкой развода. И желая Сабурова была категорически против, её сослали в монастырь, а Василий III женился на юной Лене Глинской (мать Ивана Строгого).
Род Глинских основал потомок Мамая, разбитого на
Куликовом поле русскими дружинами. Этот потомок принял православие, стал дворянином Глинским и устроился на службу в Литву. Теснее его отпрыск Василий Львович Глинский в 1508 году перебрался в Москву. Его дочь Лена Глинская и была увидена Василием III. Она вышла замуж за великого московского князя и родила ему 2-ух сыновей. Правда, злобные языки поговаривали, что подлинным папой этих детей был совсем не сударь всея Руси, а юный и прекрасный воевода сторожевого полка князь Овчина-Телепнев-Оболенский.
Но мы сплетни слушать не будем, а продолжим исследование фактов. А они свидетельствуют о том, что в вопрос о разводе с Сабуровой вмешалась правоверная церковь. По всем христианским законам кидать супругу без её вины нельзя. Эту точку зрения неустрашимо высказал Вассиан Патрикеев. Причём он не просто произнес, а резко осудил ничем не целевый развод великого столичного князя. Тем самым фаворит нестяжателей вызвал недовольство Василия III.
Но сударь всея Руси не стал усугублять ситуация. Он разумно промолчал, справедливо полагая, что со временем столь аккуратное и скандальное дело с преступным разводом забудется. Но только закончился 1-ый конфликт, как здесь же последовал 2-ой, который иосифляне и нестяжатели вновь же восприняли по-различному.
-
Вопросы ответы
Статьи
Информатика
Статьи
Математика.
Физика.
Математика.
Разные вопросы.
Разные вопросы.
Математика.
Разные вопросы.
Математика.
Физика.
Геометрия.