Информация про Джадидов обьем 2 листа даю 20 банкетов

Информация про Джадидов обьем 2 листа даю 20 балов

Задать свой вопрос
1 ответ
Джадидизм, появившийся, как просветительское движение на рубеже Х1Х-ХХ веков и ушедший в глубь истории в конце 20-х годов прежнего столетия, когда русская власть начала искоренять ветхую интеллигенцию, и убила всех, кто был сопричастен к идеям джадидизма, до сих пор вызывает великий энтузиазм не только в Средней Азии, но и далеко за ее пределами. Этот все вырастающий интерес разъясняется тем, что идеи, провозглашенные, но не до конца претворенные в жизнь джадидизмом, имеют животрепещущее, не потерявшее свою остроту значение в теперешнем Узбекистане, достигшем независимости, о чем грезили и ради чего водили свою просветительскую деятельность джадиды.

Арабским словом джадид (буквально новый), в первый раз были названы те, кто под воздействием педагогических мыслях Исмаила Гаспринского (1851-1914), выдающегося крымско-монгольского просветителя, раскрывал новометодные школы, где преподавались не только религиозные, но и светские науки1.


Возникновение джадидизма связано конкретно с этой новометодной школой (усули жадид), основоположником которой был Исмаил Гаспринский. Еще в годы собственной учебы в Сорбонне он, ознакомившись с новым аналитико-звуковым способом преподавания азбуки, грезил на базе этого метода реформировать мусульманскую обветшавшую систему образования. Возвратясь на отчизну в 1884 г. он открывает школу усули жадид, где за 40 дней учит 12 учащихся чтению и грамоте. Итог затмил все мои ожидания, писал он потом, после чего этот метод был внедрен еще в нескольких школах. Приезжие из областей ознакомились с этими школами и так же приняли новый способ в более чем 200 школах2.

Гаспринский пропагандировал свои идеи со страничек издаваемой им газеты Таржимон (Переводчик), которая благодаря тому, что открыла для собственных читателей новый мир, мир передовых мыслях, устремленных в будущее. Посреди первых подписчиков изданной в 1883 г. газеты были и наши соотечественники из Маргелана, Ташкента, Бухары, Самарканда. Слава основателя нового способа и газеты, всколыхнувшей весь тюркский мир, дошла и до Средней Азии. Даже эмир Бухарский Саид Абдулла Ахад Баходир, в 1892-1893 гг. странствовавший по центральным городкам Рф, в феврале 1893 г. умышленно приехал в Бахчисарай и повстречался с Гаспринским. Эмир щедро одарил семью редактора и его служащих. Самого Гаспринского он сделал кавалером Золотого ордена Восходящей Звезды Ш степени3. По приглашению эмира Гаспринский в мае того же года в первый раз приезжает в Ташкент, навещает Самарканд и Бухару, встречается с эмиром и с его высокого позволения в 1883 г. в Бухаре открывает первую в Туркестане новометодную школу. Самаркандские любители педагогических мыслях Гаспринского, радушно встретив его в старой столице Амира Тимура, с его поддержкою так же раскрывают в Самарканде новометодную школу. К раскаянью, слух об этой школе, открытой без официального разрешения, дошел до начальника управления просвещения края и она была скоро закрыта. И бухарская школа была недолго4.

Невзирая на это, вкупе с новометодной школой в Туркестан просочились идеи Гаспринского, который со страничек собственной газеты обращался к мусульманским народам Рф, внесшим великий вклад в развитие мировой цивилизации, а ныне живущим в условиях отсталости и невежества, призывал их стать интеллигентными и культурными людьми.

Справедливости ради следует сказать, что узбекский джадидизм питался не только мыслями Гаспринского. В становлении и формировании узбекских джадидов определенную роль сыграли также издания Сарвати фунун (Великолепное ремесло, Стамбул), Хабл ул-матин (Сильные узы, Калькутта), Чехранамо (Зеркало, Искандария), Парвариш (Воспитание, Каир), распростанившиеся в Туркестане после 1905 года, а так же Икбал (Счастье, Баку), Молла Насретдин (Тифлис), Вакт (Время, Оренбург), Шуро (Совет, Уфа) и др., распространившиеся в 1914-1915 гг. Передовая молодежь, ощущая дыхание нового исторического медли, взялась за исследование русского языка. Согласно мемуарам Холиды Айни5, дочери знаменитого писателя-джадида Садриддина Айни, ее отец еще будучи студентом медресе Мир Араб совместно со своими приятелями придумал забаву составление российско-таджикского словаря в стихах Нисоб ус-сибён, из которого сохранился один бейт (двустишие):

Льдина ях, часы соат, хлеб нон,

Снег барфу, душа жон, дождик борон.

В ее же книге об папе приведен еще такой, не наименее велеречивый, но ужасный факт: оказывается, в августе 1915 г. кушбеги, вызвав к себе 50 бухарских джадидов, под угрозой наказания взял у их расписку, что они не будут читать вышеназванные газеты.

Таким образом, невзирая на угрозы как со стороны русской администрации края, так и местного управления и духовенства, джадидизм начиная с конца Х1Х века стал формироваться как единственно прогрессивное, ставившее перед собой большую цель вывести люд из отсталости в экономическом, соц и культурном областях жизни и реформировать социальные устои сообщества.



, оставишь ответ?
Имя:*
E-Mail:


Добро пожаловать!

Для того чтобы стать полноценным пользователем нашего портала, вам необходимо пройти регистрацию.
Зарегистрироваться
Создайте собственную учетную запить!

Пройти регистрацию
Авторизоваться
Уже зарегистрированны? А ну-ка живо авторизуйтесь!

Войти на сайт