Образ ветхого добродушного дядьки Савельича принадлежит к числу замечательных созданий пушкинского гения.
В беззаветной, благородной преданности Савельича собственному питомцу есть что-то трогательное. Вся жизнь его сводится к тому, чтоб оградить Петра Андреевича от проблем и угроз, чтобы отстоять его интересы, сохранить барское добросердечно. Преданность его доходит до самоотвержения: он готов заградить Петра Андреевича своею грудью от ударов шпаги Швабрина, предлагает Пугачеву повесить его заместо господина и т. п.
В преданности Савельича нет ни тени добронравного холопства. Он по-собственному независим, даже упрям и нередко ворчит на собственного господина. Упорный, но благой старик, впрочем, всегда уступает собственному питомцу, желая простодушие и наивность его доставляют Гриневу много хлопот. Некий комизм вида Савельича содержится в том, что он нередко действует невпопад. Он бесхитростно подает Пугачеву список барских вещей, разграбленных злодеями, не преминув напомнить и о заячьем тулупчике, подаренном когда-то Пугачеву. Это лишнее старанье могло бы кончиться печально для Гринева. Тем не менее в катастрофический момент, когда Гринева водили на виселицу, именно Савельич спас жизнь своего фаворита, барского дитяти.
Савельич - незабвенный образ русского крестьянина крепостной эры, верного слуги старого медли. Образ его стал родоначальником целой галереи верных слуг, созданных российской художественной литературой (Захар в романе Гончарова Обломов, Фирс в пьесе Чехова Вишневый сад и др.)
Маленький Петя с пятилетнего возраста был отдан "на руки стремянному Савельичу", которого за трезвое поведение пожаловали в дядьки нашему герою. Конкретно под присмотром Савелича Петр выучился российской грамоте. Конкретно Савельич был, как говорит сам Гринёв, "и средств, и белья, и дел моих рачитель..."
Савельич от всей души был привязан к Петру, для него Петр так и остался махоньким несмышленным ребенком, о котором он разговаривал: "...Слава господу, кажется, дитя умыт, причесан, накормлен..."
Полного имени Савельича практически никто не знал, поэтому что никому и в голову не прибывало именовать его Архипом Савельевым.
Савельич был послушен юному господину до кончиков собственных седоватых волос, создатель указывает нам эту искреннюю привязанность в нескольких словах старика: "...Бог видит, бегал я заградить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! Старость окаянная помешала..."
Мне нравится это второстепенный герой собственной преданностью и стариковской любовью к основному персонажу - Петру Гринёву.
-
Вопросы ответы
Статьи
Информатика
Статьи
Разные вопросы.
Математика.
Физика.
Геометрия.
Разные вопросы.
Обществознание.
Математика.
Химия.
Русский язык.
Разные вопросы.