Станционный смотритель - одна из повестей, входящих в цикл Повести покойного Ивана Петровича Белкина, написанный А. С. Пушкиным осенью 1830 года в Болдине. Знаменито, что Болдинская осень - чуть ли не самый продуктивный период в творчестве стихотворца: собираясь расстаться с холостой жизнью и предчувствуя ограниченность медли, которое у него будет оставаться для творчества после свадьбы, Пушкин, казалось, старался успеть написать как можно больше. С другой стороны, грядущая свадьба, несмотря на все огорчения, связанные с устройством женитьбы, не могла не веселить стихотворца, не заставлять трепетать и беспокоиться его сердечко. Творческому воодушевленью содействовала и пора года - возлюбленная Пушкиным осень.Лирика этого периода как нельзя поглубже отражает внутреннее состояние стихотворца: веселые, игривые ноты перемежаются в ней с беспокойными и грустными. Но хорошее настроение преобладает. Оно побуждает Пушкина экспериментировать, пробовать себя в прозе. Так возникают Повести Белкина, проникнутые радостным лукавством разума (слова эти когда-то Пушкин произнес о творчестве И. Крылова). Пушкинского веселого лукавства разума тяжело было не увидеть: не взирая Баратынский при чтении повестей, по словам самого стихотворца, ржал и бился.
Но не все повести цикла интересны и веселы. Есть посреди них и вполне суровые, и печальные. Таковой является и повесть Станционный смотритель, написанная в духе лучших творений слащавого направления: униженный и печальный герой; конец - в одинаковой ступени и скорбный и счастливый; повесть проникнута пафосом соболезнования. Но от обычного сентиментализма ее отличает неподражаемый характер конфликта: тут нет отрицательных героев, которые были бы отрицательны во всем; тут нет и прямого злобна - и в то же время горе обычного человека, станционного смотрителя, от этого не становится меньшим.
Что только не ставят в вину станционному смотрителю: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошадки не везут - а виноват смотритель. Для большей доли проезжающих станционные смотрители - изверги рода людского, и это невзирая на то, что многие сии настолько оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не очень сребролюбивые.
Таким был и пушкинский герой - Самсон Вырин. Семья у него была маленькой - он да кросотка дочь Дуня. Ей с детства пришлось взгромоздить на свои хрупкие плечи всю женскую работу: супруга Самсона погибла. В четырнадцать лет никто лучше ее не мог приготовить обед, убрать в доме, прислужить проезжему: Дуня была мастерицей на все руки. И отец, смотря на ее проворство и красу, не мог нарадоваться.
Сам Вырин, как он представлен в начале повести, - свежайший и бодренький, компанейский и неозлобленный, невзирая на то что незаслуженные оскорбления так и сыпались на его голову. И как же способно изменить человека горе! Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, создатель, остановившись на ночь у Самсона Вырина, не вызнал его: из свежего и бодренького тот перевоплотился в заброшенного, обрюзгшего старика, единственным утешением которому служила бутылка. А все дело в дочери: не испросив родительского согласия, Дуня - его жизнь и надежда, ради блага которой он жил и работал, - бежала с проезжим гусаром. Поступок дочери сломил Самсона, он не мог перенести того, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, смогла так поступить с ним и, что еще ужаснее, с собой - стала не женой, а любовницей.
Пушкин сострадает собственному герою и глубоко его почитает: человек низшего сословия, выросший в нужде, тягостном труде, не пренебрегал, что такое порядочность, совесть и честь. Более того, свойства эти он ставит выше вещественных благ. Бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
Автор не взирая вводит в повесть такую деталь, как картинки с изображением истории блудного отпрыска на стенке в доме Вырина. Как и отец блудного отпрыска, Самсон готов был простить. Вот только Дуня не ворачивалась. Страдания отца усугублялись тем, что он хорошо знал, чем часто заканчиваются сходственные истории: Много их в Петербурге, молодых дур, сейчас в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же исчезает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы. Попытка разыскать дочь в громадном Петербурге завершилась ничем. Вот здесь и сдался станционный смотритель - запил конечно и через некое время умер, не дождавшись дочери.
-
Вопросы ответы
Статьи
Информатика
Статьи
Математика.
Физика.
Математика.
Разные вопросы.
Разные вопросы.
Математика.
Разные вопросы.
Математика.
Физика.
Геометрия.