Какие сведенья о жизни можно выяснить из имени амара хояма

Какие сведенья о жизни можно выяснить из имени амара хояма

Задать свой вопрос
Женя Сербинович
Омар Хайям!
1 ответ
Родился в городке Нишапур, который находится в Хорасане (нынче иранскаяпровинция Хорасан-Резави). Омар был отпрыском палаточника, также у него была младшая сестра по имени Аиша. В 8 лет начал глубоко заниматься арифметикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал воспитанником Нишапурского медресе. Позже учился в медресе Балха, Самарканда и Бухары. Там он с различием окончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть доктора[7]. Но медицинская практика его малюсенько заинтересовывала. Изучал сочинения знаменитого математика и астролога Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.

Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоеванияЦентральной Азии. Погибло огромное количество людей, в том числе веская часть учёных. Позднее в вступлении к собственной Алгебре Хайям напишет горьковатые слова:

Мы были очевидцами погибели учёных, от которых осталась маленькая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению собственной науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, облекают правду неправдою, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он разыскивает правду и любит правду, старается отторгнуть ложь и лицемерие и отказаться от самохвальства и обмана, они делают его предметом своего презрения и шуток.



Картина На могиле Омара Хайяма (Джей Гамбидж[en], ок. 1911)

В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а позже и мама. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был общепризнанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится сначала воспитанником 1-го из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он так поразил всех своей учёностью, что его сходу же сделали наставником.

Как и иные крупные учёные того медли, Омар не задерживался длительно в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За 10 лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре основательных трактата по математике.

В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при заступничестве основного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из больших в мире[8]. Работая на этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал знаменитым астрологом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более четкий, чем григорианский. Составил Маликшахские астрономические таблицы, включавшие маленький звездный каталог[9]. Тут же написал Комментарии к трудностям во введениях книжки Евклида (1077 г.) из трёх книжек; во второй и третьей книжках изучил теорию отношений и учение о числе[5]. Но в 1092 году, со смертью благодетельствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулька, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в грешном вольнодумстве, поэт принуждён покинуть сельджукскую столицу.

О последних часах жизни Хайяма знаменито со слов его младшего современника  Бейхаки, ссылающегося на слова зятя стихотворца.

Единожды во время чтения Книжки об исцелении Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение погибели (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному Единое во множественном, заложил меж листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и воспитанников, составил завещание и после этого теснее не воспринимал ни пищи, ни питья. Исполнив мольбу на сон будущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: Боже! По мере собственных сил я старался узнать Тебя. Прости меня! Так как я познал Тебя, постольку я к Для тебя приблизился. С этими словами на устах Хайям и погиб.

Свидетельство о заключительных годах жизни стихотворца, оставленное автором Четырёх бесед

В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев, в доме Абу Саида Джарре тормознули ходжа имам Омар Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им. Во время пира я услышал, как Подтверждение Правды Омар сказал: Могила моя будет размещена в таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами. Меня эти слова изумили, но я знал, что такой человек не станет говорить пустопорожних слов. Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло теснее четыре года с тех пор, как тот большой закрыл своё личико покрывалом земли, и маленький мир осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху брал с собой одного человека, чтоб он указал мне его могилу. Он привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стенки, огораживающей сад, и я увидел его могилу.


, оставишь ответ?
Имя:*
E-Mail:


Добро пожаловать!

Для того чтобы стать полноценным пользователем нашего портала, вам необходимо пройти регистрацию.
Зарегистрироваться
Создайте собственную учетную запить!

Пройти регистрацию
Авторизоваться
Уже зарегистрированны? А ну-ка живо авторизуйтесь!

Войти на сайт