Иван Петрович Шухов сочинение по творению РАССКАЗ О ДЕВИЧЬИХ КОСАЗ

Иван Петрович Шухов сочинение по творению РАССКАЗ О ДЕВИЧЬИХ КОСАЗ

Задать свой вопрос
1 ответ

Изучая творчество Ивана Петровича Шухова в рамках темы "Русскоязычные писатели Казахстана", дивишься выбору творений для школьной литературы. Сам автор считал произведение "Рассказ о девичьих косах", написанный в жанре новелла, собственного рода "лабораторным экспериментом". Юный Шухов - наследственный казак, которому знакома степь с младых ногтей. Разъезжая по ней верхом в паре с папой, он впитывал красоту и напевность, неспешность и свободу степных людей и их обычаев. Все это воплотилось в более поздних, хрестоматийных творениях творца. А сегодня мы имеем возможность осмотреть сюжет творения, вписанный в рамки новеллы и посвященный освобождению степных народов от Колчака.

В то время как степь обязаны были расцвечивать красноватые маки, аулы обрызгались кровью. На юго-востоке буянила гражданская война, банды самозваных есаулов рыскали по степи, разоряя и сжигая селения непокорных.

Каждый живописец, а Шухова по праву считают живописцем в литературе, за простоту и колористичность, за умение заполнять описанием картины происходящего, творя эффект пребывания, так вот, живописец и гуманист с настоящей болью преподносит нам жестокие сцены.

Но вернемся к жанру новелл. Для их отличительна краткость и острота сюжета. Шухов не обрисовывает отчаянные бои и смелые вылазки, не живописует нам эпические картины побед. Острота сюжета содержится в боли и унижении самых слабых и хрупких обитателей степи. Как и любые дамы, чьи супруги и папы защищали свою землю, киргизские девушки вынесли на своих тонких плечах все тяготы злого медли. Они поддерживали и ждали, они врачевали и прятали покалеченых, они тайком готовили и возили пищу для воевавших. Они погибали под копытами, нагайками и саблями, они горели в юртах, закрывая телом малых детей.

Хоть какой люд силен, пока сильны его тылы, пока ожидают ушедших на поле боя. Но стоит стихнуть боям, стоит расправиться ранним морщинам на женских ликах, как  вновь налетает неудача. В аул Кабе, мужчины которого ушли в мятежную вылазку, налетает "животоподобный" атаман Губа со своим карательным отрядом. Будто хищник, пресытившийся видом крови, он со словами: Мне надоело их тлить и вешать, братцы", - замыслил утонченное наказание для дам аула.

Косы восточных дам имеют сакральный смысл: это и готовность продолжать род, и мудрость и покорность племени. Повстречать в степи простоволосую или стриженую женщину практически невозможно, ибо это позор. Этим и пользовался атаман. Осквернить, обидеть самую сущность природы - вот злобная шуточка, которую он непреминул воплотить. В обычных, но емких метафорах описывает Шухов расправу. Косы, будто тяжёлые змеи, звеня чешуей монет, сползали с войлока к ногам грешника. Его "малиновые, как собачья кровь, краги" обвивали темные острые концы кос, словно в последнем броске пытаясь поразить смертельным ядом. Поруганные головы киргизок падали на ладошки, пряча личика от позора. Ни слова, лишь беззвучный плач и холодные и правосудные звезды.

По законам новеллы развязка наступает очень скоро и неожиданно. Будто небо взрывается перед глазами атамана, не в мощах вынести святотатства. Только вой в степи. Вой яростного, оскорбленного народа, способного опрокинуть землю под ногами изверга.

По мнению литературных исследователей "вся новелла задумана как развязка". Это чувство делает вступление новеллы. "На моей родине удушливые косы девушек тяжелы, как дым кизячных костров, и притворно недосягаемы, как счастье".  Финал  ждём и неизбежен, как восход луны в ночной степи. Луноликие поруганные кросотки в кровавых бликах источника, удерживая слезы, плели из опавших кос смертоносный аркан. Много полетавший по степи Губа, выучивший норовы  и обычаи своих жертв, мгновенно понял свою участь. "Убийственно", - вытолкнуло его пересохшее гортань. Личика, что он лицезрел перед гибелью и песня похожая на вой, создали эпическую картину народного пламенея, горечь которого жгла сердца и гнала на праведный бой.

Восток всегда отличала незыблемость традиций и крепость уз. Каждый, пренебрегавший их, немедленно представал перед судом. Трибунал над главарём был тих и короток. Вся боль, вся пролитая кровь, все души павших вплелись в аркан из девичьих кос. Он оказался крепок и беспощаден. В этой метафоре Шухов преподнёс нам древнейшую мудрость: цепь сильна так, как сильно ее самое слабенькое звено". Ни слезинки, ни стона.  Пока в народе есть такие сильные женщины, он будет бороться за свою землю, за свою красоту и свободу.


, оставишь ответ?
Имя:*
E-Mail:


Добро пожаловать!

Для того чтобы стать полноценным пользователем нашего портала, вам необходимо пройти регистрацию.
Зарегистрироваться
Создайте собственную учетную запить!

Пройти регистрацию
Авторизоваться
Уже зарегистрированны? А ну-ка живо авторизуйтесь!

Войти на сайт