сказания о золотом человеке

Сказания о золотом человеке

Задать свой вопрос
1 ответ

На землях Жетысу у самых гор Алатау, где на данный момент находится город Иссык, жило когда-то племя саков*. Вкупе празднички проводили, вкупе совет держали. Был люд тот сильным и богатым.
Главарём у них был могучий батыр Каскалдак - мужественный вояка, разумный бий*.
И росли у Каскалдака девять отпрыской - все силачи. Когда они со своими приятелями садились верхом на лошадок, собиралось громадное войско, под которым прогибалась земля.
В один из солнечных нежных дней, когда, разговаривают, жаворонок откладывает на спине овцы яйцо, у Каскалдака родился десятый отпрыск.
И свалился на голову малыша блещущий луч солнца. И вспыхнул на его голове золотой айдар - длинноватая прядка золотистых волос.
Мальчугана окрестили Сунёем. Рос он сильным и проворным. С малых лет всегда превозмогал в байге*, словно у жеребца его вырастали крылья. Но отец однажды произнес сыну:
- Чтоб стать истинным батыром, надо не только побеждать в байге, уметь стрелять из лука, но также обладать искусством музыки. Качественного* мастера народ всегда почитает.
Мальчишка стал обучаться играть на свирели и увлёкся. Теперь он нередко уходил далековато в степь и там длительно наигрывал мелодии старых кюев*. Они подсказывали шум тростника и упругого ветра, шелест курая либо вдруг рассыпались звонкой соловьиной трелью*:
Журавли мои, журавли Пролетают и тают, тают...
Перевернув чашу небес,
Солнце щедрое проливают...



Услышав звуки родной земли, замирали сайгаки и куланы, смолкали птицы. Просторная степь слушала собственного отпрыска.

II

Однажды на землю Жетысу напали недруги. Было их так много, что закрыли они всю землю. И тогда батыр Каскалдак и 10 его отпрыской выступили в поход. Под тяжестью их отрядов стонала земля, но недругов было в два раза больше. Однако помнили саки, что воин, за спиной которого родной народ и родная земля, всегда посильнее.
Храбро бились сарбазы* Каскалдака. И во всех битвах впереди всех были его сыновья. Особенно отличался младший отпрыск Суней.
Юный батыр был одет в золотые доспехи. Шлем, кольчуга*, пояс - всё из незапятнанного золота, на ногах сапоги с позолоченными каблуками. Когда он летел на своём жеребце золотистой масти*, золотая одежка ослепительно блистала под солнцем. Неприятели хорошо знали эти доспехи.




Нередко во время битвы Суней внезапно поворачивал своего коня. Недруги, думая, что он ранен, мчались за ним. А Суней увлекал их в засаду. Позже опять возникал на поле боя.
Рассердились захватчики, решили живьём поймать золотого жигита на золотом жеребце.
Единожды во время битвы Суней заметил впереди как-то удивительно сидевших Воробьёв: не на земле, не на кустах, а словно в воздухе без опоры. Понял жигит, что впереди натянута сеть, и предупредил собственных сарбазов. Много хитростей придумывали недруги Сунея, но он был неуловим.

III

Прошло время. Погибли в боях многие сыновья Каскалдака. Погиб и сам Каскалдак.
Вождём сакских племён стал Суней-батыр. Единожды вражеские племена опять собрались в поход на саков. Но они не полагались на победу в честном бою и выдумали хитрость.
- Пропустите наши племена через свои земли, - попросили послы, - и мы не станем воевать с вами.
Суней не поверил словам недруга и выставил одно условие:
- Оставьте в нашем ауле восемьдесят юношей и женщин, тогда мы пропустим вас.
Недруги сообразили, что иного выхода у них нет, и согласились. 40 юношей и сорок женщин прибыли в аул саков. Посреди их была одна красавица.
- О, Суней, - произнесла она. - Я полюбила тебя. Бери меня в жёны.
Но Суней не возжелал брать в жёны кросотку неприятельского народа.
Не перенесла обиды женщина и решила отравить Сунея, подсыпав в его чашу отраву.
Так и умер от яда батыр.

Когда оборвалось дыхание Сунея, дрогнула земля, две горы на берегу реки упали, подул ветер, и в гуле ветра слышались удивительные звуки свирели Сунея:

Журавли мои, журавли,
Что курлычете, что поёте?
Что узнали в своём полёте?
Может, лицезрели вы Сунея?
Может, понимаете вы Сунея?
Жизни чёрно-белоснежную нить В песню каждую он вплетает...
Ничего не ответив мне,
Стая горделивая пролетает...

IV

Люди желали жестоко наказать кросотку. Но один из аксакалов сказал:
- Не надо убивать. Лучше посадить её на жеребца и отпустить в степь. Пусть она скажет врагам о нашей человечности*. Того, кто стукнул тебя камнем, одари хлебом.
Так и сделали. А позже насыпали в равнине Иссыка 5 схожих курганов*. Надели на Сунея золотые доспехи* и положили его в один из курганов. Брат Сунея повелел:
- Курганы обязаны казаться ветхими. Прогоните по ним тыщу раз тыщу жеребцов. Пусть Суней слышит конский топот, пусть знает, что люд его живёт и здравствует. Каждый год в денек его смерти будем изгонять по кургану тыщу лошадей.
Прошли долгие годы. Люди выполняли завет брата Сунея. Курган равномерно стал незаметным, что выручило его от грабителей.
, оставишь ответ?
Имя:*
E-Mail:


Добро пожаловать!

Для того чтобы стать полноценным пользователем нашего портала, вам необходимо пройти регистрацию.
Зарегистрироваться
Создайте собственную учетную запить!

Пройти регистрацию
Авторизоваться
Уже зарегистрированны? А ну-ка живо авторизуйтесь!

Войти на сайт