рассказ по картине Неврева Торг. Сцена крепостного быта. Из недавнешнего прошедшего

Рассказ по картине Неврева Торг. Сцена крепостного быта. Из недавнешнего прошедшего

Задать свой вопрос
1 ответ
Позавтракавши плотно и с видимым наслаждением, Аркадий Павлыч налил для себя рюмку красноватого вина, поднес ее к губам и вдруг нахмурился.
       Отчего вино не нагрето? спросил он достаточно резким гласом 1-го из камердинеров.
       Камердинер смешался, тормознул, как вкопанный, и побледнел.
       Ведь я тебя спрашиваю, любезный мой? смирно продолжал Аркадий Павлыч, не спуская с него глаз.
       Злосчастный камердинер помялся на месте, покрутил салфеткой и не произнес ни слова. Аркадий Павлыч потупил голову и задумчиво поглядел на него исподлобья.
       Pardon, mon cher, промолвил он с приятной усмешкой, дружественно коснувшись до моего колена, и опять уставился на камердинера. Ну, ступай, прибавил он после небольшого молчания, поднял брови и позвонил.
       Вошел человек, толстый, смуглый, черноволосый, с низким лбом и совершенно заплывшими очами.
       Насчет Федора... распорядиться, проговорил Аркадий Павлыч вполголоса и с абсолютным самообладанием."
      Тут дан традиционный образец помещичьего лицемерия. Один вопрос господина приводит крепостного в кошмар. Слуга за самую малозначительную оплошность (которой, вероятно, и не было) подвергается порке. Любознательная художественная деталь: в приведенном отрывке ни один из слуг господина не произносит ни слова: крепостные низведены до положения безропотных, молчаливых созданий.
      Крепостнические порядки грозно осуждались не только писателями, но и живописцами. В картине "Торг" изображена обычная для крепостной эры сцена реализации фермеров. Содержание картины предельно обычное.
       Помещики водят за столом мирную беседу. Они, видимо, готовятся запить вином самую обычную торгашескую сделку. Предмет торговли тоже... самый обычный крепостные люди. Деянье происходит в доме богатого и "просвещенного" помещика. На полках у него книги, книжки даже на полу. На видном месте барометр. На стенке великая картина. Рядом с ней портреты Мирабо, известного деятеля французской буржуазной революции, и Александра I, русского правителя, который желал казаться просвещенным монархом...
       Чтение книжек и увлечение либеральными идеями нисколечко не мешает помещикам оставаться жестокими и деспотичными, не мешает им заниматься торговлей людьми. Картина художника как бы дополняет рассказ писателя и конкретизирует наши представления о самодержавно-крепостнической Рф, о той Рф, про которую В.Г.Белинский писал: "...Наша родина... представляет собою страшное зрелище страны, где люди ведут торговлю людьми... где... нет ни только никаких гарантий для личности, чести и принадлежности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные компании различных служебных воров и грабителей". ("Письмо к Гоголю".). 
Из книжки: Щиряков Н.Н. Изобразительное искусство на уроках литературы. Минск. 1968 
, оставишь ответ?
Имя:*
E-Mail:


Последние вопросы

Добро пожаловать!

Для того чтобы стать полноценным пользователем нашего портала, вам необходимо пройти регистрацию.
Зарегистрироваться
Создайте собственную учетную запить!

Пройти регистрацию
Авторизоваться
Уже зарегистрированны? А ну-ка живо авторизуйтесь!

Войти на сайт