ыло это в давнешних годах. Наших русских в здешних местах тогда и в помине не было. Башкиры тоже не недалеко жили. Им, вишь, для скота приволье нужно, где еланки да степочки. На Нязях там, по Ураиму, а тут где же? Теперь лес - в небо дыра, а в ту пору и вовсе ни пройти, ни проехать. В лес только те и прогуливались, кто зверька промышлял.
И был, сказывают, в башкирах охотник один, Айлыпом прозывался. Удалее его не было. Медведя с одной стрелы бил, сохатого за рога поймает да через себя бросит - тут зверьку и конец. Про волков и протча разговаривать не осталось. Ни один не уйдет - лишь бы Айлып его увидал.
Вот раз едет этот Айлып на своем коне по открытому месту и видит - лисичка бегает. Для такового охотника лиса - добыча малая. Ну, все же таки размышляет: "Дай позабавлюсь, плеткой пришибу". Пустил Айлып жеребца, а лисичку догнать не может. Приловчился стрелу пустить, а лисичка - быть посещало. Ну, что? Ушла так ушла - ее счастье. Только поразмыслил, а лисичка вон она, за пенечком стоит, да еще потявкивает, будто смеется: "Где для тебя!"
Приловчился Айлып стрелу пустить - вновь не стало лисички. Опустил стрелу - лисичка на очах да потявкивает: "Где тебе!"
Вошел в задор Айлып: "Погоди, рыжеватая!"
Еланки кончились, пошел густой-прегустой лес. Только это Айлыпа не приостановило. Слез он с жеребца да за лисичкой пешком, а фортуны все нет. Здесь она, близко, а стрелу пустить не может. Отступиться тоже неохота. Ну, как - этакий охотник, а лису забить не сумел! Так-то и зашел Айлып совсем в неизвестное место. И лисички не стало. Отыскивал, отыскивал - нет.
"Дай, - размышляет, - огляжусь, где хоть я".
Избрал листвянку повыше да и залез на самый шатер. Смотрит, недалечко от той листвянки речка с горы бежит. Маленькая речка, радостная, с камешками собеседует и в одном месте так блестит, что глаза не терпят. "Что, - думает, - такое?" Смотрит, а за кустом на белоснежном камешке девица посиживает красы диковинной, невиданной, косу через плечо перекинула и по воде конец пустила. А коса-то у ней золотая и длиной 10 сажен. Речка от этой косы так пламенеет, что глаза не терпят.
Засмотрелся Айлып на девушку, а она подняла голову да и разговаривает:
- Здравствуй, Айлып! Давно я от собственной нянюшки-лисички про тебя наслышана. Словно ты всех больше да краше, всех посильнее да успешнее. Не возьмешь ли меня замуж?
- А какой, - спрашивает, - за тебя калым платить?
- Какой, - отвечает, - калым, коли мой тятенька всему золоту владелец! Да и не даст он меня добром. Убегом надобно, если отваги да разума хватит.
Айлып рад-радехонек. Соскочил с листвянки, подбежал к тому месту, где девица посиживала, да и разговаривает:
- Коли твое желание такое, так про меня и слов нет. На руках унесу, никому отбить не дам.
В это время лисичка у самого камня тявкнула, ткнулась носом в землю, поднялась старушонкой сухонькой да и говорит:
- Эх, Айлып, Айлып, пустопорожние слова разговариваешь! Силой да фортуной похваляешься, а не мог вот в меня стрелу пустить!
- Правда твоя, - отвечает. - В 1-ый раз со мной такая оплошка случилась.
- То-то и есть. А здесь дело похитроумнее будет. Эта девушка - Полозова дочь, прозывается Золотой Волос. Волосы у нее из чистого золота. Ими она к месту и прикована. Посиживает да косу ополаскивает, а весу не убывает. Попытай вот, подыми ее косыньку - узнаешь, впору ли для тебя ее снести.
Айлып - ну, он из людей на отличку - вытащил косу и давай ее на себя наматывать. Намотал сколько-то рядов да и разговаривает той девушке:
-
Вопросы ответы
Статьи
Информатика
Статьи
Математика.
Физика.
Математика.
Разные вопросы.
Разные вопросы.
Математика.
Разные вопросы.
Математика.
Физика.
Геометрия.