Билль о реформе, несколько расширив число избирателей за счет городской и сельской буржуазии, сплачивал господствующие классы: компромисс 1688 г., затрагивавший в то время только вершину денежной и торгашеской буржуазии, был сейчас всераспространен и на буржуазию промышленную. Она пришла к власти, но не революционным методом, а вследствие нового компромисса с землевладельцами. Потому феодальные пережитки в муниципальном строе Великобритании не были сметены.
Земляная знать по-прошлому сохраняла в собственных руках министерские посты и водящие позиции в государственном аппарате, армии и флоте.
Обороняя билль, один из виднейших либеральных историков, публицистов и литературных критиков Томас Маколей (1800 1859) говорил в парламенте, что провал билля поведет к крушению законов, смешению сословий, захвату чужой принадлежности и нарушению публичного порядка.
Однако даже эти доводы не убедили непримиримых тори. Билль прошел большинством всего в один голос, а через несколько дней при обсуждении деталей билля в комитете правительство и совсем осталось в меньшинстве. Тогда правительство распустило палату и назначило новые выборы. Сопротивление со стороны торийской реакции вызвало сильное возбуждение в стране.
В новоизбранном парламенте виги получили прочное большинство в 136 гласов, и билль сравнимо просто прошел в палате общин. Но палата лордов осенью 1831 г. почти без обсуждения отвергла законопроект. Казалось, в рамках действующей конституции билль обречен на провал. Оставался единственный выход революция, коренная ломка государственного строя.
И вправду, в передовых слоях рабочего класса революционные настроения живо нарастали. В Дерби, Ноттингеме, Бристоле массовые демонстрации вылились в восстание, сопровождавшееся разгромом тюрем, епископских замков, домов лордмэров. Возбужденные толпы народа в самой столице нападали на дома лордов и епископов.
Когда билль о реформе в 3-ий раз был внесен в палату общин и принят ею, лорды прибегли к маневру: большинством в 9 гласов они его в принципе приняли, но потом, при обсуждении по статьям, фактически отвергли все преобразования. В ответ на это премьер-министр Грей подал в отставку. Барон Веллингтон попробовал сформировать торийский кабинет. Но в обстановке революционного подъема творить правительство меньшинства, которое неминуемо сходу же вступит в конфликт с вигским большинством палаты, было крайне опасно. Это поняли даже многие тори, которые отказались поддержать попытку Веллингтона. Новый повелитель Вильгельм IV (18301837), при всем своем консерватизме и симпатиях к тори, вынужден был опять поручить формирование кабинета Грею. Но Грей мог возвратиться к власти лишь будучи уверенным в том, что билль о реформе на этот раз пройдет обе палаты и станет законом. По другому нараставшее в стране возбуждение могло вправду привести к революционному взрыву. И здесь Грей пользовался маневром, формально полностью согласующимся с конституционным обычаем. Одной из царских прерогатив было строительство хоть какого британца в ранг лорда. Грей ультимативно потребовал от короля права на предназначение такового количества новых лордов, какого будет довольно для того, чтобы обеспечить большая часть сторонникам реформы, и повелитель отдал свое согласие. Перед личиком этой реальной опасности лорды капитулировали. Билль был утвержден палатой лордов, и 7 июня 1832 г. подписан владыкой, т.е. стал актом (законом).
История парламентской реформы, оказавшейся только первым робким шагом на пути к буржуазной демократии и конкретно ничего не давшей рабочему классу, свидетельствует о том, что конкретно британский люд, и до этого всего рабочий класс, был решающей силой публичного прогресса, борьбы за демократию. Правда, рабочий класс в целом выступал еще под руководством буржуазных радикалов. По другому разговаривая, он был теснее решающей, но еще не управляющей силой в борьбе за демократию.
-
Вопросы ответы
Статьи
Информатика
Статьи
Математика.
Разные вопросы.
Разные вопросы.
Математика.
Разные вопросы.
Математика.
Физика.
Геометрия.
Разные вопросы.
Обществознание.